Я бы назвал настоящий кризис странным вот почему: не было еще такого, чтобы на фоне общего кризиса, а кризис обычно подразумевает ухудшение по всем аспектам жизни, дешевели товары, недвижимость, автомобили, пусть не новые, но хорошие подержанные.

Дешевеет бензин, услуги автоперевозчиков, услуги в сфере обслуживания. Получается, что коснулся кризис не всех, как например дефолт 1998 года.

Конечно, многие производственные и коммерческие цепочки замерли, но ведь многие продолжают работать, да еще и с прибылью.

Лично для каждого тоже все по-разному: кто-то хватается за голову из-за взятых кредитов, а тот, кто не привык жить в долг, оказался в выгодном положении.

В принципе, для многих ничего не изменилось, у кого и раньше были свободные средства, тот их и так уже вложил, а у кого особых капиталов не было, тот и не мучается вопросом, куда же и во что их вложить.

Еще особенностью нынешнего кризиса является положение бюджетников, вот кто обычно первыми в течение последних 10-15 лет обычно первыми попадали под финансовый удар.

Сейчас же многие позавидуют именно бюджетникам: стабильная зарплата, которая постоянно растет, соцпакет, социальная защищенность. Да и о сокращении в бюджетной сфере никто не заикается.

То же самое, наверное, можно сказать и о пенсионерах. Конечно, можно говорить о предполагаемом росте тарифов в сфере ЖКХ, энергоресурсов, но я думаю, что они росли бы и без всяких кризисов, нас к этому еще с весны-лета готовили.

Сейчас же говорят: нефть дешевеет – плохо, раньше была дорогая нефть – рос Стабфонд. Если же он был такой громадный, почему деньги вертелись неизвестно где. Где новые школы, мосты, дороги?

Для обычного рядового россиянина весь этот Стабфонд – абстракция, а вот то, что на фоне дорогой нефти лично для него бензин безудержно дорожал – это реальность.

И банально объяснять, на что влияет дорогой бензин – да на все! В этой сфере, да и в связи со стратегией выхода из кризиса, надо учитывать, что в России экономические законы работают не в полную силу, а лишь в той мере, насколько это позволяют интересы нефтяных, угольных, газовых и прочих “кланов”.

Если спокойно осмыслить сегодняшнюю ситуацию, видно, что слишком много паники и сует. Хотя трудно сказать, какую цель преследуют некоторые работодатели, сокращая сотрудников: то ли действительно решают производственно-финансовые вопросы, то ли попусту паникуют, то ли “под шумок” убирают неугодных.

Я знаю многих людей, так скажем, среднего класса, перед которыми стоит дилемма: тратить имеющиеся деньги, вкладывать во что-то или держать их, так как нет уверенности в том, что скоро наступит стабильность. А если не тратить, не обесценятся ли они в очередной “черный вторник”? Опять же ответ зависит от того, какой доход рассчитывает человек получить в ближайшие полгода, год.

Хочу сделать отступление. Я вырос в Советском Союзе, с детства слышал: вам жить да радоваться, чем дальше, тем будет лучше. Вот до вас предыдущим поколениям досталось: революция, война, разруха. И разве думали люди нашего поколения, что и мы будем жить от кризиса до кризиса. Как началось, так и понеслось: перестройки, ускорения, кризисы, дефолты. И что дальше – неясно.

Но есть в настоящий период и свои плюсы, многие начали считать деньги, экономить, в хорошем смысле этого слова.

Действительно, сейчас задумываешься над тем, как раньше вольно обходился с деньгами.

Самое главное, чтобы подобные выводы сделали для себя руководители. Для многих сегодняшнее положение изменит их жизнь и не обязательно в худшую сторону. Кто-то давно хотел что-то изменить, да толчка не было. Не нравилась работа, платили мало, а самому сдвинуться с места тяжело было, а сейчас жизнь сдвинула.

То, что будет происходить разумная ротация кадров – тоже неплохо.

В общем, переживем и это лихое время, главное не терять оптимизма и руки не опускать.